В начало
В начало
О проекте
Методология
       анализа настроений
       потребителей

Изменения ИПН
       в 1993-2005 гг.

Регулярные
       информационно-
       аналитические
       бюллетени

Тематические
       аналитические
       выпуски


Независимый институт социальной политики


<%Language="VBScript" Response.Write "" %>
      <%Language="VBScript" Response.Write "версия для печати" %>

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ / Тематические аналитические выпуски


2006

  • Февраль:
    Копейка рубль бережет? (Сбережения и сберегательное поведение россиян).

    Одним из базовых вопросов анкеты ИПН является вопрос об оценке людьми условий для формирования сбережений. Это вполне закономерно, поскольку в развитой экономике потребление и сбережения тесно взаимосвязаны. В российской исследовательской программе ИПН изучение сбережений и сберегательного поведения населения является важным «дополнительным модулем», хотя в список вопросов для подсчета собственно ИПН вопрос о сбережениях не включается.

    Данные опросов позволяют не столько определить количественные параметры величины личных сбережений населения, сколько узнать отношение населения к проблеме личных сбережений, оценку респондентами условий для их накопления, тем самым выявляя приоритеты потребительского и сберегательного поведения.

    В данном выпуске будут рассмотрены, наряду с вышеуказанными, предпочтения населения относительно мотивов и форм сбережений, динамика представлений людей о надежности и выгодности форм сбережений, сберегательные стратегии различных социально-демографических групп.

  • Март:
    У кого оптимизма больше, и почему? (Потребительские настроения по социально-демографическим группам).

    Для понимания механизмов формирования субъективных оценок и настроений людей важное значение имеет анализ их индивидуальных и групповых различий. Иными словами, одна и та же объективная реальность может по-разному восприниматься каждым человеком в зависимости от его пола, возраста, региона проживания, уровня доходной и имущественной обеспеченности и т.д. обычно люди формируют свои взгляды на то, что им подходит в различных сферах жизни и что им необходимо, путем сравнения с равными себе по положению в социальной структуре и обществе в целом. А это означает, что одним из важнейших пунктов анализа настроений потребителей, их приоритетов и потребностей должен быть взгляд сквозь призму наиболее традиционных социально-демографических и социально-экономических характеристик.

  • Май:
    Потребительские предпочтения населения.

    Сфера личного потребления - это именно та сфера экономической жизни, которая в наибольшей степени зависит от индивидуальных действий людей. При этом все потребительские расходы, следуя логике Дж. Катоны, можно разделить на обязательные (контрактные) и необязательные (дискреционные). К первой группе относятся покупка предметов первой необходимости, платежи за квартиру и коммунальные услуги, отчисления в пенсионные и страховые фонды и т.п. Ко второй группе относятся покупка товаров длительного пользования (ТДП) и сбережения. Решения по их поводу принимаются относительно реже, и на них влияют не только объективные факторы (доходы, цены, ставки процента), но и субъективные (мнения, ожидания, настроения), которые Катона называл опосредующими в том смысле, что всякое воздействие объективных экономических факторов на потребление и сбережение идет только через них. Именно от этих субъективных факторов зависит, воплотится или нет объективная покупательная способность человека в реальные покупки.

  • Июль:
    Жить настоящим, но взаймы: кредитование - новая социальная реальность?

    Одним из основных факторов роста потребительского оптимизма после кризиса 1998 г., помимо роста реальных доходов населения, стало увеличение потребительского кредитования, возможности получения которого существенно расширились, особенно начиная с 2003 г. Развитие потребительского кредитования создает, по сути, новую социальную реальность в России, поскольку значительная часть населения до сих пор попросту не могла себе позволить товары, которые теперь может приобрести по кредитной схеме. Вплоть до 2001г. покупательная активность на рынке товаров длительного пользования была характерна только для 18-20% российского населения: иными словами, большинство респондентов стабильно отвечали, что им не приходилось в течение года, предшествующего опросу, делать крупные покупки. Однако в 2002г. доля "покупателей" выросла в 1,5 раза (32%), а в 2005г. достигла уже 44%.

  • Август:
    Рост личных доходов - объективные тенденции и субъективные ощущения.

  • Сентябрь:
    Инфляция - вечный спутник или реальная угроза? (Инфляционные ожидания населения).

  • Ноябрь:
    Прогностические возможности индекса потребительских настроений.


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Грантовая программа
Единый архив социологических данных | Публикации | Региональная программа | English